Кто такие кержаки староверы. Забытые народы Сибири

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой
- 11290

Село Каратузское – центр одноименного района, который считается глубоко дотационным, - буквально напичкано магазинными с ассортиментом и антуражем, не уступающим лучшим московским образцам.

Приезжие из отдаленных мест или окрестных сел и деревень иногда замечают, что много времени и средств уходит на покупки. Причем, иногда, приехав всего на несколько минут за конкретной вещью, человек может по нескольку часов кружить по каратузским магазинам, растрачивая деньги направо и налево. Этому каратузскому феномену есть объяснение, лежащее, правда, в сфере старинной мистики и магии, хранителями которой были кержаки…

Кержаки – этнические русские старообрядцы, стали появляться в Сибири после разгрома Керженских скитов на реке Керженец Нижегородской области в 1720-х годах.

Наряду с чалдонами кержаков считают одними из первых русскоязычных жителей Сибири. Староверы-кержаки вели замкнутый общинный образ жизни, сохраняя приверженность к правилам дораскольной православной церкви и вековой культуре.

Они противопоставляли себя более поздним «расейским» переселенцам (российским). Однако позднее полностью ассимилировались с «пришлыми».

Наиболее яркий пример кержаков – отшельники Лыковы, которые подобно своим братьям по вере и укладу предпочли жить в глухой тайге.

С «мирскими» за стол не садились. Не пили и не ели из чужой посуды. Еда считалась опоганенной, если во время вкушения в дом входил иноверец.

Кержаки никогда не ели картофель, который считали «нечистым». Название «чертово яблоко» говорит само за себя. Также они не пили чай, а только горячую воду.

Из еды предпочитали щи толстые кержацкие из ячменной крупы на квасу, соковые шаньги из кислого теста, смазанного конопляным соком, разнообразные кисели, приготовленные по старинным рецептам.

Долгое время кержаки сохраняли приверженность к традиционной одежде. Женщины носили косоклинные темные дубасы - сарафаны из крашеного холста или сатина, кожаные коты, легкие холщовые шабуры. Носили лапти.

Дома освещали лучинами.

Кержаки не позволяли «мирским» молиться на свои иконы. Детей крестили в холодной воде. Женились и выходили замуж только за единоверов.

Согласно переписи населения 2002-го года, к кержакам себя относили всего 18 человек.

Наряду с христианской верой использовали много древних тайных обрядов.

Несмотря на родовую обособленность и почитание церковных обрядов, в миру кержаки проявили большой талант в торговле. Считалось, что они привлекали покупателей при помощи старинных приворотов.

«В Каратузском тяжелая, загадочная атмосфера. Даже если тебе нужно сделать минутное дело, по разным причинам, в этом селе придется задержаться до полудня или больше. И это не зависит от расписания автобуса, который утром привозит, а вечером увозит пассажиров. Даже те, кто приезжает в Каратуз на собственных машинах, задерживаются там намного дольше, чем планировали. Почему? Никто не мог дать ответа, - рассказывает Ирина Андреева, ясновидящая из села Таяты. - Мне удалось выяснить, что когда-то в Каратузе жили кержаки. На рыночной площади жители из других сел и деревень сбывали золото и пушнину. После продажи они «промотатывали» все вырученные за свой товар деньги. Только после того, как их карман оказывался пустым, они могли покинуть Каратуз. Получалось, что они попадали в заколдованное место. Жившие здесь люди знали какую-то тайну, которая удерживала чужаков, пока они не опустошали кошельки. Этот эгрегор до сих пор работает, его никто не разрушил».

Андрей Поляков (Экспедиция «Тайны Сибири-2012»)


Турова Е. "Мир таинственный, мир мой древний..."
Взгляд физика на древлеправославие

Что ни год, какой - нибудь скорбный умом, назвав себя старовером, начинает на людях дурью маяться. То в тайгу убредет, то в землю закопается… Лживые страшилки, сочиненные когда-то для противостояния расколу, охотно тиражируются некоторыми современными писателями, представляющими староверов полусумасшедшими религиозными фанатиками. Действенно для легковерных и склонных к «съезду крыши». А так - то бред все это, конечно. Здоров был кержак-старовер, трезв, чистоплотен, трудолюбив, плодовит, мыслил здраво и ко всякой дурости был исключительно не склонен.

Есть ли все же тайны в старой вере? Есть, конечно. Старообрядчество - сложнейшее историческое и социальное явление. Я думаю, что до настоящего понимания «мужицкой веры» еще очень и очень далеко. И мои рассуждения тематически намеренно сужены, это попытка показать естественнонаучный аспект старообрядчества. Поэтому просьба не ругать за то, что я не отобразила то-то и то-то. Другие отобразят. А я попытаюсь отобразить то, что думаю я, физик. Почему-то сразу предполагается атеистический взгляд. Это совершенно неверно.

В начале было... что? СЛОВО? Нет. В начале был ЛОГОС (так в греческих оригиналах). А это, в точном переводе - ЗАКОН. (Сравните: гео - логия, био- логия…) И все, что доступно человеку - "следуя за мыслью Творца" (Ньютон), постигать Природу. Законы Творца, сложность которых бесконечна, разворачиваются в процессе изучения, и нет ни-чего такого, что могло бы их изменить. Творец - не депутат Госдумы, законы создавал не для того, чтобы самому их нарушать.

С точки зрения физика крестьянин - кержак - мой коллега, он был в постоянном диалоге с Творцом, с Природой, он такой же естествоиспытатель, как и я. Но крестьяне, лишенные доступа к образованию, не имевшие коммуникативных средств для интеллектуальной связи с обществом, могли фиксировать достижения ума только в своем образе жизни.

Крестьяне - староверы относились к труду на земле с такой же истовостью и с таким же трепетом, как к молитве. Собственно, это и была своего рода молитва. Крестьянин постигал великие Законы, пытался стать со-Творцом, образуя семейную Вселенную. Дом, скотина, поле - все это устраивалось по образу и подобию Божию.

Сожаления достойно то, что культурная» часть российского общества смотрела на крестьянство с пренебрежением, на жизнь его - как на темноту, отсталость, дичь и дурь.

Думаю, что крепчайший сплав естественнонаучных, морально-этических, организационных и догматических принципов - итог коллективного мозгового штурма, буквально народный интеллектуальный подвиг, и назвали впоследствии мужицкой верой, древлеправославием. Точнее, часть этого и только в том виде, который был доступен интеллекту 17-го века. Усилиями идеологов раскола народное знание, как говорят социологи, было вербализировано и рационализировано: превращено в связное мировоззрение. И хотя бы в таком виде интеллектуальные достижения наших предков стали известны обществу. Не случись раскола - и не знал бы никто.

Вот такая простая фраза: крестьянин сеял рожь. Что тут интересного?! Ну, крестьянин. Ну, сеял. А рожь - да кто ее не знает? Между тем тут на три слова две исторические загадки. Начнем с ржи. Точнее, с ржи озимой. Это растение сыграло огромную роль в истории России. Тут нет ни капли преувеличения.

Озимая рожь - сорняк по происхождению, везде считавшаяся всего лишь неистребимой примесью пшеницы. Рожь выживала в самые неблагоприятные годы, когда основной посев погибал. И черный ржаной хлеб считался хлебом неурожая. В древнерусских государствах озимую рожь сеяли только в новгородских землях, самых холодных, где пшеница просто не вызревала. Именно на возделывании ржи и вырос великий северный крестьянин - новгородский крестьянин, создавший так называемую паровую систему земледелия.

Сеемая в середине августа, рожь подымается на осенних дождях и кидает свои корни на глубину до 1 метра, ей уже никакие сорняки нипочем. Рожь очищает, облагораживает землю, справляется даже с таким злодеем полей и огородов, как пырей. Важно и то, что семенной материал ржи не надо целую зиму хранить, оберегать от выпревания, подмерзания и грызунов. Таким образом, рожь просто идеальна для посева на вновь возделываемых землях. Именно с рожью наш крестьянин и прошел Урал и Сибирь, дал основу для жизни на этих просторах. Если бы не было собственного хлеба - жить здесь никто бы и не смог. Урал - зона самого северного в мире семенного растениеводства.

Рожь, способная расти даже на самых бедных и, что очень важно, закисленных почвах (а у нас именно такие), очень резко увеличивает урожай при внесении навоза. Хочешь иметь хороший урожай - держи скот. Рожь резко увеличивает урожайность, если посеяна именно тогда, когда нужно. Не раньше и не после. Умирать готовься, а рожь сей - так мужики говорили.

Поскольку рожь в спелом состоянии быстро осыпается, жнут ее в состоянии восковой, то есть неполной спелости. Если сжать раньше, чем нужно, зерно получится тощее, урожай ниже, всхожесть хуже. Если запоздать - зерно осыплется. Так что рожь - это высший крестьянский пилотаж, она требует мастерства, ответственности и огромного, поколениями копимого опыта. И определенной зажиточности. Бедняк, не имеющий справного хозяйства, никогда хорошего урожая не получит. В наших краях рожь умели как следует выращивать только одни кержаки - староверы.

Именно рожь и была веками основой экономической независимости кержаков. Роща - исторически первое и до сих пор непревзойденное сырье для самогона. Вятские предки пермских крестьян и были создателями, а впоследствии основными поставщиками этого сырья. Госмонополия на винокурение в России то усиливалась, то ослабевала, а мужики - они всегда при своих. У нас в Пермской губернии к тому же под боком Удмуртия, где всегда гнали свою кумышку, хоть им триста раз запрети. Выгода была двойная. Во-первых, всегда был рынок сбыта для ржи. Во-вторых, будучи свирепыми трезвенниками, сами кержаки водку и самогон не пили, а пили ржаную брагу и квас, делаемые из рощи. Это были напитки каждого дня, жидкий хлеб.

Вы только задумайтесь: напиток из пророщенного зерна - каждый день! Современная наука в качестве сенсации подает: прорастающее зерно, его ростки и корни обогащены биологически активными веществами, они настоятельно рекомендуются для детского питания, а также для восстановительных диет. А кержаки сей уникальный продукт употребляли - веками, каждый день… Не отсюда ли знаменитая кержацкая плодовитость, клокочущая жизненная сила?

Сторонний человек, если бы его пустили в крестьянскую избу, тесноту увидел бы, места, мол, в избе всего ничего, а народу полно. Саме мужик с хозяйкой, да старуха, да ребят сколь-то, не то четвёро, не то восьмеро. А имя-то не тесно! И удивляться нечему. На руке пальцам ведь не тесно? Ну и семейным не тесно. Дом - обиталище единого многоголового существа - кержацкого семейства. У каждого место есть. И днем и ночью, и на молитве, и за столом. Как у пальцев на руке.

Как из зыбки на ножонки стал - в хоровод на празднике поставят. Ухватится человечик за сестер-братовьев, да так до конца жизни их уж не разнимешь. И робить каждому есть что. И каждый сам знает и видит, что делать. А уж если кого забросит судьба далеко от родных (на службу солдатскую, к примеру) - письмецо напишут при первой возможности. Удивляешься ныне, читая эти письма. Считай все письмо - приветы да поклоны. «Кланяемся тебе, сестрица Маремьяна, от белова лица до сырой земли…» И далее все приветы да поклоны семейным своим, от старого дедушки до младенца в зыбке. «А ходит ли к нам любезный дядюшка Алексей Филимонович? Ему от меня тоже привет сказывайте»

Коллективизация уничтожила основы основ жизни традиционного крестьянства, в том числе и старообрядческого. … Уничтожение кержачества еще долго понимать будут. И до тех пор не поймут, пока умы понимающих не очистятся от высокомерия. От уверенности, что сами они, образованные люди, находятся, конечно же, на более высокой ступени развития по сравнению этими лапотными работягами. Что насильственно, порой с кровью устанавливаемая иерархическая пирамида подчинения одного человека другому, а множества людей - одному есть постоянно прогрессирующая форма российской жизни. Атомизированное индивидуализмом и вооруженное личной свободой западное общество видится уж вовсе недосягаемым идеалом. Тогда как семейное согласие и устанавливаемое на этой основе сообщество - архаично, допотопно, словом, примитивно.

Эта структура уничтожена куда более грубой, примитивно-людоедской. Что ж, и такое в истории бывало. И то, что обезлюдела деревенская земля, одичал народ, выродился, извелся - тоже нового ничего нет. Много есть на земле мест, где только ветер песок переметает по руинам исчезнувшей цивилизации, а где-то и руин уж незнатко, глубоко песком занесены

Рубрики:

Метки:

Процитировано
Понравилось: 3 пользователям

Боюсь обидеть, но автор не ведает основ древлеправославия. Понедельник, 28 Мая 2018 г. 23:30 ()

Исходное сообщение Звон_Рун

Турова Е. "Мир таинственный, мир мой древний..."
Взгляд физика на древлеправославие

Что ни год, какой - нибудь скорбный умом, назвав себя старовером, начинает на людях дурью маяться. То в тайгу убредет, то в землю закопается… Лживые страшилки, сочиненные когда-то для противостояния расколу, охотно тиражируются некоторыми современными писателями, представляющими староверов полусумасшедшими религиозными фанатиками. Действенно для легковерных и склонных к «съезду крыши». А так – то бред все это, конечно. Здоров был кержак-старовер, трезв, чистоплотен, трудолюбив, плодовит, мыслил здраво и ко всякой дурости был исключительно не склонен.

Они сами себе не удивлялись. Это уж потом, когда их свели всех начисто, удивляться стали. Как это, без крика, да указу, да саме собой жили? Да без порки ребят ростили? Да без команды хлебушко сеяли, да без команды жали? И как это они своим умом мужицким думали-то?!
И поскольку понять никак не получалось, хором обвинили кержаков в консерватизме, косности и упорной приверженности к отжившей традиции. Слушать даже смешно. Какая отжившая традиция?! Чистоплотности, семейственности и целесообразности всей жизни? Где это она, интересно, в России бытовала и уже отжила?

Есть ли все же тайны в старой вере? Есть, конечно. Старообрядчество – сложнейшее историческое и социальное явление. Я думаю, что до настоящего понимания «мужицкой веры» еще очень и очень далеко. И мои рассуждения тематически намеренно сужены, это попытка показать естественнонаучный аспект старообрядчества. Поэтому просьба не ругать за то, что я не отобразила то-то и то-то. Другие отобразят. А я попытаюсь отобразить то, что думаю я, физик. Почему-то сразу предполагается атеистический взгляд. Это совершенно неверно.

Как ученый-естественник я довольно долго занималась экспериментальной физикой. То есть диалогом с Природой, единственным доступным для нас творением Всевышнего. Единым во всей Вселенной, с едиными законами для самых отдаленных галактик. С бесконечной сложностью большого и малого. Такие занятия быстро вырабатывают представление о том, как ничтожно слаб ум человеческий. И как смешна гордыня тех, кто считает, что способен донести свой голос до Творца, и его способ единственно надежный...

В начале было... что? СЛОВО? Нет. В начале был ЛОГОС (так в греческих оригиналах). А это, в точном переводе - ЗАКОН. (Сравните: гео – логия, био- логия…) И все, что доступно человеку - "следуя за мыслью Творца" (Ньютон), постигать Природу. Законы Творца, сложность которых бесконечна, разворачиваются в процессе изучения, и нет ни­чего такого, что могло бы их изменить. Творец - не депутат Госдумы, законы создавал не для того, чтобы самому их нарушать.

С точки зрения физика крестьянин – кержак - мой коллега, он был в постоянном диалоге с Творцом, с Природой, он такой же естествоиспытатель, как и я. Но крестьяне, лишенные доступа к образованию, не имевшие коммуникативных средств для интеллектуальной связи с обществом, могли фиксировать достижения ума только в своем образе жизни.

Крестьяне – староверы относились к труду на земле с такой же истовостью и с таким же трепетом, как к молитве. Собственно, это и была своего рода молитва. Крестьянин постигал великие Законы, пытался стать со-Творцом, образуя семейную Вселенную. Дом, скотина, поле – все это устраивалось по образу и подобию Божию.

Сожаления достойно то, что культурная» часть российского общества смотрела на крестьянство с пренебрежением, на жизнь его – как на темноту, отсталость, дичь и дурь.

«Оне, бесы-те, так и кишат кругом, ты токо их не видишь! Ночью ищут посуду не мытую,да всяку грязь. Уж тамока имя, бесовьям -то полноё раздольё. И женятся, и свадьбы играют, и бесенят родят. А как ты исть из посуды станёшь, оне тебе в рот заскочат и загубят». Ну, заменим слово «бесы» на слово «микробы». И задумаемся, что эти представления возникли не позже 15-го века. И «темная, отсталая»раскольница, произносившая эти слова где-нибудь в 17веке, была далеко впереди Европы всей, еще не создавшей науку гигиену. Наши раскольники во времена Екатерины II умели противостоять даже чуме, хотя и не знали слово «карантин».

Думаю, что крепчайший сплав естественнонаучных, морально-этических, организационных и догматических принципов – итог коллективного мозгового штурма, буквально народный интеллектуальный подвиг, и назвали впоследствии мужицкой верой, древлеправославием. Точнее, часть этого и только в том виде, который был доступен интеллекту 17-го века. Усилиями идеологов раскола народное знание, как говорят социологи, было вербализировано и рационализировано: превращено в связное мировоззрение. И хотя бы в таком виде интеллектуальные достижения наших предков стали известны обществу. Не случись раскола – и не знал бы никто.

Значительная часть культурного наследия кержаков уже утрачена, поскольку утрачен их образ жизни, а интеллектуальные достижения крестьян по-прежнему не ставятся ни во что. Потому что обычное и привычное часто кажется простым…

Вот такая простая фраза: крестьянин сеял рожь. Что тут интересного?! Ну, крестьянин. Ну, сеял. А рожь – да кто ее не знает? Между тем тут на три слова две исторические загадки. Начнем с ржи. Точнее, с ржи озимой. Это растение сыграло огромную роль в истории России. Тут нет ни капли преувеличения.

Озимая рожь – сорняк по происхождению, везде считавшаяся всего лишь неистребимой примесью пшеницы. Рожь выживала в самые неблагоприятные годы, когда основной посев погибал. И черный ржаной хлеб считался хлебом неурожая. В древнерусских государствах озимую рожь сеяли только в новгородских землях, самых холодных, где пшеница просто не вызревала. Именно на возделывании ржи и вырос великий северный крестьянин – новгородский крестьянин, создавший так называемую паровую систему земледелия.

Сеемая в середине августа, рожь подымается на осенних дождях и кидает свои корни на глубину до 1 метра, ей уже никакие сорняки нипочем. Рожь очищает, облагораживает землю, справляется даже с таким злодеем полей и огородов, как пырей. Важно и то, что семенной материал ржи не надо целую зиму хранить, оберегать от выпревания, подмерзания и грызунов. Таким образом, рожь просто идеальна для посева на вновь возделываемых землях. Именно с рожью наш крестьянин и прошел Урал и Сибирь, дал основу для жизни на этих просторах. Если бы не было собственного хлеба – жить здесь никто бы и не смог. Урал – зона самого северного в мире семенного растениеводства.

Рожь, способная расти даже на самых бедных и, что очень важно, закисленных почвах (а у нас именно такие), очень резко увеличивает урожай при внесении навоза. Хочешь иметь хороший урожай – держи скот. Рожь резко увеличивает урожайность, если посеяна именно тогда, когда нужно. Не раньше и не после. Умирать готовься, а рожь сей – так мужики говорили.

Поскольку рожь в спелом состоянии быстро осыпается, жнут ее в состоянии восковой, то есть неполной спелости. Если сжать раньше, чем нужно, зерно получится тощее, урожай ниже, всхожесть хуже. Если запоздать – зерно осыплется. Так что рожь – это высший крестьянский пилотаж, она требует мастерства, ответственности и огромного, поколениями копимого опыта. И определенной зажиточности. Бедняк, не имеющий справного хозяйства, никогда хорошего урожая не получит. В наших краях рожь умели как следует выращивать только одни кержаки - староверы.

Ими активно использовалась и так называемая «роща», то есть та же рожь, сразу после уборки смоченная и пророщенная в темноте. Вот пшеницу сразу после уборки проростить невозможно, требуется яровизация, то есть обработка холодом. Она ж весной всходить должна, пшеница-то, а не осенью! Рожь в этом смысле просто вне конкуренции.

Именно рожь и была веками основой экономической независимости кержаков. Роща - исторически первое и до сих пор непревзойденное сырье для самогона. Вятские предки пермских крестьян и были создателями, а впоследствии основными поставщиками этого сырья. Госмонополия на винокурение в России то усиливалась, то ослабевала, а мужики – они всегда при своих. У нас в Пермской губернии к тому же под боком Удмуртия, где всегда гнали свою кумышку, хоть им триста раз запрети. Выгода была двойная. Во-первых, всегда был рынок сбыта для ржи. Во-вторых, будучи свирепыми трезвенниками, сами кержаки водку и самогон не пили, а пили ржаную брагу и квас, делаемые из рощи. Это были напитки каждого дня, жидкий хлеб.

Вы только задумайтесь: напиток из пророщенного зерна – каждый день! Современная наука в качестве сенсации подает: прорастающее зерно, его ростки и корни обогащены биологически активными веществами, они настоятельно рекомендуются для детского питания, а также для восстановительных диет. А кержаки сей уникальный продукт употребляли – веками, каждый день… Не отсюда ли знаменитая кержацкая плодовитость, клокочущая жизненная сила?

Рожь по-прежнему каждое лето наливает колос на наших полях, а вот большинство других элементов традиционного образа жизни крестьянина в настоящее время утрачены. Это касается, например, такой тонкой материи, как морально - психологические и организационные основы старообрядческого сообщества. Удивительного там было немало.

Сторонний человек, если бы его пустили в крестьянскую избу, тесноту увидел бы, места, мол, в избе всего ничего, а народу полно. Саме мужик с хозяйкой, да старуха, да ребят сколь-то, не то четвёро, не то восьмеро. А имя-то не тесно! И удивляться нечему. На руке пальцам ведь не тесно? Ну и семейным не тесно. Дом - обиталище единого многоголового существа – кержацкого семейства. У каждого место есть. И днем и ночью, и на молитве, и за столом. Как у пальцев на руке.

Как из зыбки на ножонки стал – в хоровод на празднике поставят. Ухватится человечик за сестер-братовьев, да так до конца жизни их уж не разнимешь. И робить каждому есть что. И каждый сам знает и видит, что делать. А уж если кого забросит судьба далеко от родных (на службу солдатскую, к примеру) – письмецо напишут при первой возможности. Удивляешься ныне, читая эти письма. Считай все письмо – приветы да поклоны. «Кланяемся тебе, сестрица Маремьяна, от белова лица до сырой земли…» И далее все приветы да поклоны семейным своим, от старого дедушки до младенца в зыбке. «А ходит ли к нам любезный дядюшка Алексей Филимонович? Ему от меня тоже привет сказывайте»

В отечественной художественной литературе всегда сквозило некое недоумение: где именно находится народная мудрость? Как ни странно, в понимании этого существенную помощь оказывают современные информационные технологии. А именно представление о «распределенном знании». Современные компьютерные сети представляют собой распределенные базы данных, то есть совокупность относительно маломощных компьютеров, объединенных в огромные системы. Наши российские интеллектуалы никогда не могли понять, почему каждый отдельный крестьянин не производит впечатления большого мудреца, а мудрость народа все же откуда-то берется?! А это и есть информационная мощь сети.

Вот смотрите: в России староверов власти веками гнобили, как могли. Диаспора, что в Прибалтике, что в Канаде, что в Бразилии - жила, как хотела. В России выходцы из староверов - созвездие блестящих имен купцов, предпринимателей, изобретателей, ученых... Ну, Рябушинские, Морозовы, Третьяковы - на слуху. В наших краях - масса купцов, гениальные изобретатели на Демидовских заводах, те же создатели паровоза братья Черепановы и тд.

Крупнейший экономист, лауреат Нобелевской премии Василий Васильевич Леонтьев (Жил в США с 1930 г. Всю жизнь мечтал осчастливить Россию, но Россия не захотела.) Дед - старовер-крестьянин, отец уже - петербургский купец.

Иван Ефремов, известный писатель-фантаст, мыслитель, крупнейший ученый-палеонтолог. Его дед, Харитон Ефремов, из заволжских староверов, за стать взятый в Семеновский полк, в Петербург, там и оставшийся. Отец Ивана - уже приличный купец. А Иван, со всей кержацкой энергией и неописуемой одаренностью ушел совсем в другие области деятельности.

Кого выдвинула зарубежная староверческая диаспора? Вроде бы и никого.

Коллективизация уничтожила основы основ жизни традиционного крестьянства, в том числе и старообрядческого. … Уничтожение кержачества еще долго понимать будут. И до тех пор не поймут, пока умы понимающих не очистятся от высокомерия. От уверенности, что сами они, образованные люди, находятся, конечно же, на более высокой ступени развития по сравнению этими лапотными работягами. Что насильственно, порой с кровью устанавливаемая иерархическая пирамида подчинения одного человека другому, а множества людей – одному есть постоянно прогрессирующая форма российской жизни. Атомизированное индивидуализмом и вооруженное личной свободой западное общество видится уж вовсе недосягаемым идеалом. Тогда как семейное согласие и устанавливаемое на этой основе сообщество – архаично, допотопно, словом, примитивно.

Это высокомерие настолько укоренилось в мозгах отечественных мыслителей, что не убеждает их ни многовековая хозяйственная успешность, ни народ, здоровый физически, интеллектуально и морально. Народ, способный мгновенно встать вровень с любым интеллектуальным достижением человечества, освоить его, развить и к себе приспособить. Обреченность «архаики» сомнений ни у кого не вызывает. И то, что в России она в конце концов была погублена, видится в таком контексте делом хоть и печальным, но закономерным. Мол, старое-то гибнет всегда при столкновении с новым.

На самом-то деле погибла сложная, тонкая система людских взаимоотношений, многовековой социальный опыт самоуправления.

Эта структура уничтожена куда более грубой, примитивно-людоедской. Что ж, и такое в истории бывало. И то, что обезлюдела деревенская земля, одичал народ, выродился, извелся – тоже нового ничего нет. Много есть на земле мест, где только ветер песок переметает по руинам исчезнувшей цивилизации, а где-то и руин уж незнатко, глубоко песком занесены

В помощь могу дать совет: Владимир Шемшук, "Запрещённая история", "Волхвы", "Обереги" и масса др!

Кержаки́ - этнографическая группа русских старообрядцев. Название происходит от названия реки Керженец в Нижегородской области. Носители культуры северорусского типа. После разгрома в 1720-х Керженских скитов десятками тысяч бежали на восток - в Пермскую губернию. С Урала расселились по всей Сибири, до Алтая и Дальнего Востока. Являются одними из первых русскоязычных жителей Сибири, «старожильческим населением». Вели достаточно замкнутый общинный образ жизни со строгими религиозными правилами и традиционной культурой. В Сибири кержаки назывались сибиряками и чалдонами и составляли основу алтайских каменщиков. Противопоставляли себя более поздним переселенцам в Сибирь - «расейским» (российским), но впоследствии практически полностью ассимилировались с ними из-за общего происхождения. Позднее кержаками стали называть всех старообрядцев, в противовес «ми́рским» - приверженцам официального православия. В глухих местах до сих пор существуют кержацкие заимки, практически не имеющие контактов с внешним миром, например семья Лыковых. В результате советских преобразований общества (атеизм, коллективизация, индустриализация, раскулачивание и др.) большинство потомков кержаков утратили древние традиции, причисляют себя к русскому этносу, проживают на всей территории РФ и за рубежом. По переписи 2002 года в России указали свою принадлежность к кержакам лишь 18 человек Старообрядцы переселились на территорию Горного Алтая более двухсот лет назад. Спасаясь от религиозных и политических преследований, они принесли с собой легенды о Беловодье: «…За великими озерами, за горами высокими находится священное место … Беловодье». Землей Обетованной для староверов стала Уймонская долина. В системе морально-этических традиций у старообрядцев на первое место выходят традиции тесно связанные с трудовой деятельностью. В них заложены основы уважения к труду, как «труду благого и богоугодного», земле и природе. Именно тяготы жизни и гонения стали основой бережного отношения к земле как высшей ценности. Староверы резко осуждают лень и «нерадивых» хозяев, которых нередко выставляли напоказ при большом стечении народа. Именно трудовая деятельность староверов отмечалась своеобразными традициями, празднествами и ритуалами, что было отражением своеобразной культурой и бытом русского народа. Кержаки заботились об урожае, о здоровье своей семьи и скота, о передаче жизненного опыта подрастающему поколению. Содержанием смысла всех обрядом являлось возвращение потраченной силы работнику, сохранение земли и ее плодородной силы. Мать Земля – кормилица и хлебородница. Старообрядцы считают природу живым существом, способную понять и помочь человеку. Сокровенное отношение к природе выражалось в традиции народного искусства, основу которого составляли нравственные отношения между человеком и природой. Плотничество, пчеловодство, кладка печей, художественная роспись и ткачество передавалось из поколения в поколение. Представление о красоте тесно связано у старообрядцев с чистотой жилища. Грязь в избе – это стыд для хозяйки. 124.jpgКаждую субботу женщины семьи с раннего утра всё вокруг тщательно мыли, чистили песком до запаха древесины. Считается грехом сеть за поганый (грязный) стол. И перед приготовление пищи хозяйка обязательно перекрестит всю посуду. А вдруг в ней черти прыгали? Многие до сих пор не понимают, почему кержаки всегда за пришельцем-чужаком в их дом помоют пол, вытрут дверные ручки и подадут специальную посуду. Связано это было с основами личной гигиены. И как результатом – деревни староверов не знали эпидемий. У староверов сложилось трепетное отношение к воде и огню. Святой была вода, леса и травы. Огонь очищает душу человека, обновляет его тело. Купание в целительных родниках осмысливается староверами как второе рождение и возвращение к изначальной чистоте. Воду приносимую домой, всегда брали против течения, а вот для «лекарства» по течению и при этом произносили заговор. Староверы никогда не будут пить воду из ковша, обязательно нальют ее в стакан или кружку. Строго запрещается старообрядческой верой вывозить мусор на берег реки, выливать грязную воду. Делалось только одно исключение, когда мыли иконы. Вода эта считается чистой. Староверы строго соблюдали традиции выбора места под строительство и обустройство своего дома. Подмечали места, где играют дети или скот устраивался на ночлег. Особое место в обустройстве старообрядческой общины занимает традиция «помочи». Это и совместная уборка урожая, строительство дома. В дни «помочи» работа за деньги считалась предосудительным делом. Существует традиция «отхаживать» помочь, т.е. надо было обязательно прийти на помощь к тем, кто в свое время помогал общиннику. Всегда оказывалась внутримирская взаимопомощь своим землякам и людям, попавшим в беду. Смертным грехом считается воровство. Вороватому человеку община могла дать «отпорную», т.е. каждый член общины произносил следующие слова «я от него отпираюсь» и человека выгоняли из деревни. От старовера никогда невозможно услышать бранных слов, каноны веры не разрешали возводить на человека клевету, учили терпению и смирению. Главой старообрядческой общины является наставник, ему принадлежит решающее слово. В духовном центре молебном доме, он учит чтению Святого Писания, проводит моление, крестит взрослых и детей, «сводит» жениха и невесту, отпивает покойника. Старообрядцы всегда имели крепкие семейные устои. В семье иногда насчитывалось до 20 человек. Как правило, в семье жили три поколения. Во главе семьи стоял мужчина-большак. Авторитет мужчины в семье держится на примере трудолюбия, верности данного слова и доброты. Ему помогала хозяйка-большуха. Все снохи ей беспрекословно подчинялись, а молодухи спрашивали разрешение на все дела по дому. Такой ритуал соблюдался до момента рождения у нее ребенка, или пока молодые не отделялись от родителей. В семье никогда не воспитывали окриком, а только пословицами, прибаутками, притчей или сказкой. Как считают старообрядцы, чтобы понять как жил человек, надо знать, как он родился, как играл свадьбу и как умирал. Считается грехом плакать и причитать на похоронах, иначе покойный утонет в слезах. Сорок дней следует приходить на могилу, разговаривать с покойным, вспоминать его хорошими словами. С похоронной традицией связаны и родительские дни поминовения. И в наши дни можно видеть, как строго старообрядцы соблюдают религиозные обряды. Старшее поколение до сих пор много времени уделяют молитвам. Каждый день жизни старовера начинается и заканчивается молитвой. Утром помолившись, он приступает к трапезе и затем за труд праведный. Любое занятие они начинают с произношения Исусовой молитвы, при этом осеняя себя двуперстием. В домах старообрядцах много икон. Под божницей старинные книги и лестовки. Лестовкой (четок) отмечают число произнесенных молитв и поклонов. Старообрядцы и до настоящего времени стремятся сохранить свои традиции, обычаи и обряды, а самое главное веру и нравственные устои. Кержак всегда понимает, что надеяться нужно только на себя, на свое трудолюбие и умение. Есть еще вот такая интересная информация

Кержаки́ — этнографическая группа русских старообрядцев . Название происходит от названия реки в Нижегородской области. Носители культуры северорусского типа. После разгрома в 1720-х десятками тысяч бежали на восток — в . С расселились по всей , до и . Являются одними из первых русскоязычных жителей Сибири, «старожильческим населением». Вели достаточно замкнутый общинный образ жизни со строгими религиозными правилами и традиционной культурой. В Сибири кержаки назывались и и составляли основу . Противопоставляли себя более поздним переселенцам в Сибирь — «расейским» (российским), но впоследствии практически полностью с ними из-за общего происхождения.

Позднее кержаками стали называть всех , в противовес «ми́рским» — приверженцам официального православия.

В глухих местах до сих пор существуют кержацкие заимки, практически не имеющие контактов с внешним миром, например семья .

В результате советских преобразований общества ( , и др.) большинство потомков кержаков утратили древние традиции, причисляют себя к русскому этносу, проживают на всей территории РФ и за рубежом.

По переписи 2002 года в России указали свою принадлежность к кержакам лишь 18 человек

Старообрядцы переселились на территорию Горного Алтая более двухсот лет назад. Спасаясь от религиозных и политических преследований, они принесли с собой легенды о Беловодье: «…За великими озерами, за горами высокими находится священное место … Беловодье». Землей Обетованной для староверов стала Уймонская долина.

В системе морально-этических традиций у старообрядцев на первое место выходят традиции тесно связанные с трудовой деятельностью. В них заложены основы уважения к труду, как «труду благого и богоугодного», земле и природе. Именно тяготы жизни и гонения стали основой бережного отношения к земле как высшей ценности. Староверы резко осуждают лень и «нерадивых» хозяев, которых нередко выставляли напоказ при большом стечении народа. Именно трудовая деятельность староверов отмечалась своеобразными традициями, празднествами и ритуалами, что было отражением своеобразной культурой и бытом русского народа. Кержаки заботились об урожае, о здоровье своей семьи и скота, о передаче жизненного опыта подрастающему поколению. Содержанием смысла всех обрядом являлось возвращение потраченной силы работнику, сохранение земли и ее плодородной силы. Мать Земля - кормилица и хлебородница. Старообрядцы считают природу живым существом, способную понять и помочь человеку. Сокровенное отношение к природе выражалось в традиции народного искусства, основу которого составляли нравственные отношения между человеком и природой. Плотничество, пчеловодство, кладка печей, художественная роспись и ткачество передавалось из поколения в поколение.

Представление о красоте тесно связано у старообрядцев с чистотой жилища. Грязь в избе - это стыд для хозяйки. Каждую субботу женщины семьи с раннего утра всё вокруг тщательно мыли, чистили песком до запаха древесины. Считается грехом сеть за поганый (грязный) стол. И перед приготовление пищи хозяйка обязательно перекрестит всю посуду. А вдруг в ней черти прыгали? Многие до сих пор не понимают, почему кержаки всегда за пришельцем-чужаком в их дом помоют пол, вытрут дверные ручки и подадут специальную посуду. Связано это было с основами личной гигиены. И как результатом - деревни староверов не знали эпидемий.

У староверов сложилось трепетное отношение к воде и огню. Святой была вода, леса и травы. Огонь очищает душу человека, обновляет его тело. Купание в целительных родниках осмысливается староверами как второе рождение и возвращение к изначальной чистоте. Воду приносимую домой, всегда брали против течения, а вот для «лекарства» по течению и при этом произносили заговор. Староверы никогда не будут пить воду из ковша, обязательно нальют ее в стакан или кружку. Строго запрещается старообрядческой верой вывозить мусор на берег реки, выливать грязную воду. Делалось только одно исключение, когда мыли иконы. Вода эта считается чистой.

Староверы строго соблюдали традиции выбора места под строительство и обустройство своего дома. Подмечали места, где играют дети или скот устраивался на ночлег. Особое место в обустройстве старообрядческой общины занимает традиция «помочи». Это и совместная уборка урожая, строительство дома. В дни «помочи» работа за деньги считалась предосудительным делом. Существует традиция «отхаживать» помочь, т.е. надо было обязательно прийти на помощь к тем, кто в свое время помогал общиннику. Всегда оказывалась внутримирская взаимопомощь своим землякам и людям, попавшим в беду. Смертным грехом считается воровство. Вороватому человеку община могла дать «отпорную», т.е. каждый член общины произносил следующие слова «я от него отпираюсь» и человека выгоняли из деревни. От старовера никогда невозможно услышать бранных слов, каноны веры не разрешали возводить на человека клевету, учили терпению и смирению.

Главой старообрядческой общины является наставник, ему принадлежит решающее слово. В духовном центре молебном доме, он учит чтению Святого Писания, проводит моление, крестит взрослых и детей, «сводит» жениха и невесту, отпивает покойника.

Старообрядцы всегда имели крепкие семейные устои. В семье иногда насчитывалось до 20 человек. Как правило, в семье жили три поколения. Во главе семьи стоял мужчина-большак. Авторитет мужчины в семье держится на примере трудолюбия, верности данного слова и доброты. Ему помогала хозяйка-большуха. Все снохи ей беспрекословно подчинялись, а молодухи спрашивали разрешение на все дела по дому. Такой ритуал соблюдался до момента рождения у нее ребенка, или пока молодые не отделялись от родителей.

В семье никогда не воспитывали окриком, а только пословицами, прибаутками, притчей или сказкой. Как считают старообрядцы, чтобы понять как жил человек, надо знать, как он родился, как играл свадьбу и как умирал. Считается грехом плакать и причитать на похоронах, иначе покойный утонет в слезах. Сорок дней следует приходить на могилу, разговаривать с покойным, вспоминать его хорошими словами. С похоронной традицией связаны и родительские дни поминовения.

И в наши дни можно видеть, как строго старообрядцы соблюдают религиозные обряды. Старшее поколение до сих пор много времени уделяют молитвам. Каждый день жизни старовера начинается и заканчивается молитвой. Утром помолившись, он приступает к трапезе и затем за труд праведный. Любое занятие они начинают с произношения Исусовой молитвы, при этом осеняя себя двуперстием. В домах старообрядцах много икон. Под божницей старинные книги и лестовки. Лестовкой (четок) отмечают число произнесенных молитв и поклонов.

Старообрядцы и до настоящего времени стремятся сохранить свои традиции, обычаи и обряды, а самое главное веру и нравственные устои. Кержак всегда понимает, что надеяться нужно только на себя, на свое трудолюбие и умение.

«Алтайский край в лицах»: Рассказ о. Николы на «Катунь-24»

Об истории появления старообрядчества на Алтае рассказывает протоиерей Никола Думнов, настоятель барнаульского храма Покрова Пресвятой Богородицы Русской Православной Старообрядческой Церкви.

Ведущий программы «Алтайский край в лицах» на телеканале «Катунь 24» - Анатолий Корчуганов.

Смотреть видео:

В чем феномен старообрядчества?

А. Корчуганов: В чем заключается феномен старообрядчества? Вопрос более чем сложный, истоки которого уходят в глубины столетия: царь Алексей Михайлович, Никон, Аввакум, гонение и раскол Православной Церкви , разбросавший русских людей по всему миру. Так кто же они - старообрядцы, староверы, кержаки? - Этот вопрос я задал отцу Николе Думнову, священнику, окормляющему старообрядческую общину Барнаула.

Протоиерей Никола

Кто такие старообрядцы, староверы, кержаки?

О. Никола: «Мы обычно придерживаемся статистики, что 10% населения - это потомки старообрядцев, тех, кто когда-то был переселен и приехал на Алтай.

Вообще, конечно, эта история очень поучительная и занимательная. Как известно, старообрядцы после реформ патриарха Никона оказались диссидентами в государстве. Их откровенно звали раскольниками. И они вынуждены были претерпевать и гонения, и всевозможные ущемления со стороны государства, как светской власти, так и отчасти церковной власти, и вынуждены были селиться по окраинам Государства Российского.

Ко времени эпохи Екатерины II значительная часть старообрядцев жила в районе современной Белоруссии и Украины, тогда это были земли Польши. И Екатерина II, поскольку она заботилась о том, чтобы в государстве Российском поднять экономику, чтобы как-то жизнь улучшилась, она была за то, чтобы переселить старообрядцев из этих земель. Из-за границы переселить на многие пустующие земли России, в частности, Сибири. Известны ее выступления, в 1763 году в сентябре она выступила в защиту старообрядцев, была пламенная речь. И вскоре после этих событий было издано несколько государственных актов (манифестов - ред. ), которые предписывали призывать, а в отдельных случаях понуждать старообрядцев переезжать в Россию. Им обещались какие-то льготы. И с того момента, с середины 60-х годов XVIII века (1764, 1765, 1766-е года) началось переселение. Эти переселения учеными обозначены как «выгонки». Вот о выгонках известно сейчас достаточно много. Я, конечно, не буду вдаваться так подробно, но скажу, что значительная часть населения семьями либо отдельными деревнями была переселена в Сибирь, в частности, на Алтай.

Откуда на Алтае старообрядцы-«поляки» и бухтарминские «каменщики»?

Здесь на Алтае этих переселенцев стали называть «поляками», поскольку:

- «Откуда прибыли?» - «С польских земель», - «Значит, поляки».

Например, в Восточном Казахстане их стали называть «каменщиками» (бухтарминские каменщики ). Это были те же самые старообрядцы, которые селились с польских земель, современной Гомельщины, земель Украины - в общем, юга России. Если дальше - на Забайкалье, то этих же старообрядцев стали называть «семейскими», поскольку они проживали семьями.

Но в Сибири к тому времени уже были старообрядцы, которые как бы спонтанно сюда переселялись, бежали от гонений, притеснений. Они эмигрировали, бежали сюда (на Алтай) с нижегородских пределов. Там есть река Керженец , которая впадает в Волгу, и от этого стало название «кержаки» .

- «Кто такие, откуда?» - «С Керженца» - «Кержаки, кержаки».

Поэтому название «кержаки» - это общепринятое название старообрядцев.

Понятно, что в интересах правительства было поднять на Алтае аграрную часть региона, поскольку здесь развивалась рудная промышленность, стояли войска, их надо было снабжать продовольствием, фуражом и прочим. И эту роль предложено было исполнять старообрядцам. Надо сказать, что старообрядцы умело воспользовались этим. Правда, было не без насилия, как это обычно бывает в российской истории: кнутом и пряником заставляли, насильно, под конвоем, где-то, может быть, некоторые добровольно ехали, особенно первые переселенцы. Когда они увидели здесь благодатные земли, они уже имели хорошие отзывы.


Освоение Алтая старообрядцами

С того момента - середина XVIII века - началась история освоения старообрядцами алтайских земель, Южной Сибири. Какая-то часть первоначально оказалась в степной зоне, поскольку это зона была близка к тому месту, где они родились, где они до этого проживали. Часть старообрядцев стала селиться в лесостепной зоне: это современный Залесовский район, потом Солтонский, Красногорский р-ны, предгорье Аи - Алтайский район. А далее - больше.

Дальше началась эпоха Николая I. Это эпоха уже притеснений, гонений, обложения налогом. И тогда старообрядцы вынуждены были здесь уже скрываться, бежать в горы, в горную часть Алтая, современная знаменитая Уймонская долина - Усть-Коксинский район. Вот такая шла миграция по всему Алтаю. Строили дома, жилье, храмы строили, часовни, занимались земледелием. Причем интересно, те исследователи, которые бывали в тех временах, поражались той скорости, с которой осваивались эти все некогда целинные земли. Некоторые гражданские чиновники цинично признавались: «мы думали что вы здесь», - грубо говоря, «сдохнете, а у вас так все развилось: хлеба хорошие, даже лучше чем у остальных». И причем, у старообрядцев был интересен статус: они не имели статус ссыльных, хотя они фактически были ссыльными, а были государевы люди. Но все равно действовал принцип кнута и пряника: с одной стороны были какие-то льготы, а с другой стороны - шло притеснение, они были раскольниками, дискриминировались с позиции светских властей.

Старообрядческий центр на Алтае

Старообрядцев на Алтае значительно больше. Здесь когда-то было четыре благочиния до известных репрессий 30-х годов. Было значительное количество храмов, приходов, священников. Конечно, здесь без преувеличения был центр старообрядчества (местный - ред. ). И хотя формально административная столица была в Томске, и там же была резиденция старообрядческого епископа, тем не менее, поднимался вопрос, с тем чтобы перенести на Алтай резиденцию епископа, поскольку значительная часть приходов была здесь.

А. Корчуганов: Храм старообрядцев находится на улице Партизанской, а новый строится на улице Георгия Исакова. Именно сюда приезжал владыка Корнилий - предстоятель Русской Православной Старообрядческой Церкви в конце июля 2014 года.

Рассказать друзьям