Нервная система человека. Строение и значение нервной системы Что входит в нервную систему организма человека

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Основу нервной системы живого организма составляет нервная клетка, или нейрон. Нейрон состоит из тела, денд-ритов и аксона. Если внимательно разглядеть нервную клетку под микроскопом, то можно увидеть, что отходящие от ее тела отростки бывают двух типов. Одни сравнительно короткие, ветвистые, покрытые многочисленными типика-ми. Это дендриты, являющиеся воспринимающим аппаратом нервной клетки. Они воспринимают идущие к нервной клетке по многочисленным волокнам импульсы (возбуждения). Другие клеточные отростки длинные, тонкие, гладкие, почти лишенные ветвлений. Это аксоны. Каждая клетка имеет один аксон. Длина некоторых из них может достигать 70-80 см. Аксоны передают импульсы от нервной клетки к другим клеткам нервной системы или к мышцам, железам, кровеносным сосудам. Механизм передачи тока по нервным волокнам был открыт итальянцем А. Вольта.

Импульсы передаются по нервным волокнам человека со скоростью до 120 м/с. Они представляют собой гальванический ток, переносимый волнообразным путем с помощью ионов, заполняющих внутреннюю часть аксонов. Гальванический ток, как известно, не распространяется на большие расстояния, а нервный импульс - распространяется. Оказывается, когда волна возбуждения проходит по нерву, то в нем образуется подвижный гальванический элементе положительным полюсом в наружной (мембранной) части нервного волокна и отрицательным - во внутренней. Стоит только внешнему импульсу нарушить проницаемость мембраны, как ток начинает идти от внешней части нерва к внутренней. Этот локальный ток нарушает проницаемость соседних участков нерва, и волна возбуждения перемешается дальше. В то же время в начальных участках пути мембрана восстанавливает свое первоначальное состояние и готова к приему новой волны возбуждения. Таким образом, по нерву ток передается не сплошным потоком, а отдельными порциями.

Каждый нерв состоит из многих сотен волокон, подобно многожильному кабелю, причем каждое волокно способно проводить нервный импульс изолированно. Благодаря этому можно очень тонко регулировать работу мышц тела, поскольку каждое волоконце нерва оканчивается на определенной мышце или на ее части.

Предельная частота раздражений нерва, при которых непременно возникает его ответная реакция в виде волны тока, составляет около 500 герц. При раздражении с большей частотой нерв ответит реакцией все с той же предельной частотой в 500 герц. Дело в том, что нерву требуется определенное время, чтобы успеть восстановить свое начальное состояние. 500 герц - эта та предельная частота, при которой нерв успевает восстановиться. Что касается работоспособности нервного волокна, то нужно сказать, что оно может функционировать, не утомляясь, многие часы и при этом сохраняет способность к возбуждению и передаче импульсов.

Нервное волокно при входе в тело клетки или мышцы имеет небольшое утолщение, называемое синапсом. Стоит нервному импульсу дойти до синапса, как наступает небольшая задержка в его дальнейшем распространении. Переход импульса через синапс - очень сложный и во многом загадочный процесс, сопровождающийся интенсивным обменом веществ, биохимическими и физическими явлениями.

Скопления нервных клеток образуют нервные центры. В этих центрах колонии клеток связаны между собой в определенные системы и образуют сложные многоступенчатые механизмы для переработки поступающих импульсов. В отличие от нервных волокон, нервные центры при своей работе подвержены сравнительно быстрому утомлению.

Нервное волокно, дойдя до нервного центра, оканчивается обычно не на одной, а сразу на нескольких клетках, лежащих в спинном мозге. Эти клетки, в свою очередь, связываются с головным мозгом волокнами, которые также оканчиваются на еще большем количестве клеток. Поэтому нервный импульс должен пройти через большое количество переключений, прежде чем он доберется до конечного пункта - коры головного мозга, и отсюда начнется уже другой путь, вниз к исполнительным органам - мышцам или железам. Этот многоступенчатый путь напоминает каскады усиления в радиоприемнике, где принятое антенной слабое электромагнитное колебание получает многократное усиление.

Итак, нервную систему можно идентифицировать с устройством, уравновешивающим человеческий организм с внешним миром и согласовывающим деятельность различных частей тела. В этой сложной деятельности нужно выделить ряд самостоятельных сторон или функций, за которые ответственны разные отделы нервной системы.

Каждую минуту на человека обрушивается множество раздражителей различной природы, как внешних, так и внутренних. Нервная система перерабатывает их, превращает в "приказы" для мышц и заставляет их совершать те или иные целесообразные действия. Эта деятельность называется рефлекторной (отражательной). Рефлекс - это осуществляемая при помощи нервной системы ответная реакция организма на раздражение, исходящее из внешней или внутренней среды.

Каждый рефлекс реализуется при помощи рефлекторной дуги, содержащей два или три нейрона. Различают простые и сложные, приобретенные и врожденные, безусловные и условные рефлексы.

Безусловные - это врожденные, наследственно закрепленные рефлексы, выработанные в процессе филогенеза (развития предшествующих поколений).

Условные - это непостоянные, индивидуальные рефлексы, приобретенные в онтогенезе (в процессе развития данного индивидуума), в результате взаимодействия организма с внешней средой, выработанные, как правило, на базе безусловных рефлексов. Помимо простых безусловных рефлексов имеются такие сложные безусловные рефлексы, как инстинкты (пищевые, оборонительные, половые, родительские).

Интеграция и сложное переплетение безусловной рефлекторной и условно-рефлекторной деятельности создают единую целостную картину поведения индивидуума, в частности, двигательного поведения.

Спинной мозг представляет собой цилиндрический тяж длиною 41-45 см и толщиною в 1 см. Он располагается в особом костном футляре из позвонков и имеет корешки, состоящие из отростков нервных клеток. Корешки спинного мозга образуют многочисленные ветви, которые пронизывают все органы нашего тела густой сетью нервных волокон. Последние образуют так называемую периферическую нервную систему. В противоположность ей спинной и головной мозг называют центральной нервной системой.

В поперечном срезе спинного мозга в центре располагается серое вещество, а по периферии - белое. Серое вещество, филогенетически более древнее, вместе с передними и задними корешками относится к сегментарному аппарату спинного мозга, выполняющему двигательные, чувствительные, рефлекторные и вегетативные функции. Белое вещество спинного мозга является более молодым образованием, возникшим в связи с развитием головного мозга, и состоит ИЗ НИСХОДЯЩИХ И ВОСХОДЯЩИХ аксонов, идущих из головного мозга.

Спинной мозг имеет 31-32 сегмента и делится на 5 отделов: шейный, грудной, поясничный, крестцовый и копчиковый. Поскольку спинной мозг растет медленнее позвоночного столба, у взрослого человека он короче, в результате чего сегменты и соответствующие позвонки находятся не в одной горизонтальной плоскости, а несколько смещены между собой.

Каждый сегмент спинного мозга оперирует (обеспечивает необходимым числом нервных клеток) определенный участок кожи и мышцы тела. В частности, поясничные сегменты посылают нервные импульсы к мышцам ног и таза, грудные сегменты - к мышцам и коже туловища, а шейные - к мышцам шеи и верхних конечностей.

Сегменты спинного мозга не работают изолированно. Они связаны особыми волокнами и помогают друг другу в управлении мышцами. Каждая мышца оперируется по крайней мере от трех лежащих рядом сегментов. Это - своеобразная техника безопасности: если какой-либо из сегментов выйдет из строя, то его заменят неповрежденные. Вообще для любого двигательного акта требуется работа многих сегментов спинного мозга. Только очень простые рефлексы, типа изгиба колена, замыкаются в одном сегменте.

ДОМИНАНТЫ И СТЕРЕОТИПЫ

Итак, нервная система работает по принципу рефлексов, то есть имеет возможность осуществлять обратную связь. Концевые участки нейрона, воспринимая раздражение, передают полученный импульс в головной мозг, а оттуда после анализа поступает команда исполнителю (чаше всего - мышце) - схватить, отдернуть, ударить и т. д. Так же работает и вегетативная нервная система. Например, поступила пища в желудок, анализаторы определили ее качество, сообщили в мозг, тот дал команду выделить желудочный сок, желчь.

Несколько иначе работает нервная система, обеспечивающая волевые действия. Например, управление действием руки. Иногда нужно не отдернуть ее от горячего, а держать, пусть даже крича от боли. Здесь уже имеет место подчинение ординарных условных рефлексов приказам высшей нервной деятельности.

Безусловные рефлексы (инстинкты) обеспечивают определенные преимущества в борьбе за существование. Не приходится каждый раз тратить время на анализ ситуации, заново учиться тому, что имеет первостепенное значение для жизни: сосание, глотание, выкармливание детенышей и т. д. Но безусловные рефлексы препятствуют научению, приспособлению к изменяющимся условиям. В этих ситуациях мозг человека способен устанавливать временные нервные связи, то есть условные рефлексы.

Одним из фундаментальных свойств центральной нервной системы является ее способность создавать очаги торможения (застойные очаги) и очаги активности (доминанты). Доминанта носит характер универсального биологического закона, который одинаково важен для человека и животного. Она обеспечивает хищнику добычу, а его жертвам - спасение от зубов хищника; она руководит тысячекилометровыми перелетами птиц; является праматерью всех открытий и изобретений человека. Доминанта может служить причиной многих негативных явлений как в жизни общества, так и отдельных личностей, если захватившая кого-то идея является неверной, порочной или реакционной.

Уход человека в болезнь или депрессивные состояния - это тоже доминанта.

Между прочим, высокая эффективность санаторно-курортного лечения может быть объяснена еще и тем, что путешествие на курорт, приятные впечатления от новых мест, природы, новых знакомств способствуют разрыву порочных доминант, а положительные эмоции аннулиругот образованные этими доминантами "черные дыры".

Доминанта - это очаг активности в головном мозгу, подчиняющий себе все остальные нервные клетки, которые находятся в состоянии возбуждения. Благодаря способности мозга работать в режиме доминанты посторонние факторы не только не отвлекают, но, напротив, усиливают стремление достичь главной цели.

У людей творческого труда доминанта может служить причиной бессонницы.

Особенно разрушительной для здоровья организма может стать доминанта, целью которой служит причинение боли или страданий другому человеку, основанное, например, на чувстве зависти или мести.

Если область доминанты появилась в подкорковых образованиях, то есть связана с физиологическими потребностями - жаждой, голодом, сильным половым влечением, то она проходит сразу же после удовлетворения этих потребностей. Если же доминанта возникла в коре головного мозга и касается интеллектуальной деятельности, то она может стать длительной и способна даже изменить характер человека.

Вокруг активного очага мозга всегда образуется зона торможения, которая препятствует безграничному распространению возбуждения. "Паника" в мозгу, связанная с отсутствием торможения, бывает чаше у детей, людей преклонного возраста или с нарушенной психикой. Способность мозга ограничивать очаги возбуждения совершенствуется с возрастом, но до определенного предела, а к старости вновь понижается.

Процессы торможения тоже могут охватывать обширные участки мозга. Есть даже такая форма торможения, называемого запредельным, когда, охраняя нейроны от перенапряжения или истощения, мозг чуть ли не полностью отключается, что приводит организм к оцепенению или даже мнимой смерти. Именно так иногда спасают свои жизни некоторые животные, причем они не притворяются мертвыми, а на самом деле умирают мнимо из-за сильнейшего страха.

Часто повторяющиеся действия, особенно если последовательность их выполнения долго остается неизменной, вырабатывают устойчивые связи между нейронами, что позволяет выполнять эти действия в полуавтоматическом режиме после того, как совершено действие, лежащее в начале цепочки. Это называют динамическим стереотипом. Он очень важен и благотворен для человека.

Ряд действий обыденной жизни и профессиональной деятельности (одевание, умывание, принятие пищи, вождение автомобиля, печатание на машинке и др.) есть динамический стереотип. Автоматическая работа не загружает мысли, позволяет быть внимательным к другим раздражителям.

Однако, если при создании динамического стереотипа была заложена неверная программа, то из блага он может превратиться во зло: неверная осанка при ходьбе, неправильное пользование столовыми приборами. Нередко отрицательно он сказывается и на интимных отношениях супругов.

При усилии воли динамический стереотип можно и поломать, однако старые тропинки в мозгу исчезают очень трудно. Перенаучиться правильно играть в настольный теннис или правильно печатать на машинке значительно сложнее, чем овладеть этим вначале.

Стереотипы, возникшие при овладении плаванием или ездой на велосипеде, не утрачиваются в течение всей жизни.

Особенно часто стереотипы способны принимать негативный характер в социальной сфере. Формы их выражения могут быть разными. Это социальные установки, стереотипы мышления, предрассудки.

Социальная установка содержит три обязательных компонента: 1) знание о ком-либо или о чем-либо; 2) эмоционально-оценочное отношение к объекту установки; 3) готовность действовать определенным образом в соответствии с первыми двумя компонентами.

Стереотип и предрассудок являются разновидностями социальной установки. Стереотипом можно назвать такой вид социальной установки, в которой знание носит неполный характер или же "устарело", то есть перестало отражать изменившееся реальное положение вещей.

Последнее особенно часто происходит в переломные периоды в развитии общества. В результате то, что вчера считалось нормальным с точки зрения общества и самого человека, сегодня становится застывшим стереотипом, который мешает сознанию перестроиться в соответствии с новыми условиями. Устойчивость стереотипа обусловлена недостатком уличности критичности по отношению к собственным представлениям и убеждениям и вследствие этого неспособностью ее пересмотреть свое отношение к жизни. Любые трансформации социальной установки являются сложным внутренним процессом. Человеку предстоит не просто "усвоить" новое знание, а заставить себя принять это знание как руководство к действию. Но это уже много сложнее, поскольку система старых установок заставляет его (и это часто происходит па подсознательном уровне) давать новым знаниям такую интерпретацию, которая больше соответствует старым представлениям, не требуя их пересмотра и ломки. Стереотип - это не только привычный образ мыслей и действий, это прежде всего застывшая форма видения мира, восприятия действительности и ее осмысления. Осознанная борьба с собственными стереотипами и есть психологическая перестройка, то есть перестройка своего сознания и мышления.

Вышеизложенная психологическая характеристика стереотипа и его роль тормоза в социальном прогрессе неизбежно приведет к заключению, что, как правило, это социально-психологическое явление носит негативную окраску. Тем не менее распространено мнение о полезности некоторых стереотипов. Хотя этот вопрос остается в целом дискуссионным, ясно одно: в идеологической сфере не может быть полезных стереотипов, поскольку здесь то, что было полезно сегодня, становится устаревшим завтра и, следовательно, мешает движению вперед.

В качестве главного аргумента в защиту полезности стереотипов приводится соображение о том, что они являются своеобразным способом "экономии мышления". Это действительно так, но только в ограниченных рамках. Стереотип полезен на уровне сравнительно простых знаний, незыблемо установленных истин, да и то лишь на обозримое будущее, а также на уровне бытовых норм поведения. Там же, где речь идет о восприятии и понимании действительности, особенно социальной, главным критерием мышления становится его диалектичность, отражающая противоречивость и непрерывное развитие жизни, а также творчество, составляющее необходимое условие поиска решения новых проблем, постоянно выдвигаемых жизнью. Диалектическое мышление и творчество несовместимы со стереотипами, поскольку первое связано с движением жизни и знания, а второе как бы фиксирует лишь отдельные точки в процессе этого движения.

Другое свойство стереотипов, которое кажется очень привлекательным сторонником идеи их полезности, - их устойчивость. Однако в данном случае не учитывается очень важная психологическая особенность этого свойства, а именно: устойчивость стереотипов основывается на некритичности восприятия и мышления, поскольку компонент знания в стереотипе является незыблемой догмой. А с позиций догмы все новое в жизни игнорируется или просто отвергается.

Стереотипное мышление весьма сходно с конформным, хотя это и не одно и то же. Общее заключается в том. что конформизм означает приспособленчество, пассивное принятие порядка вещей, нежелание воспринимать действительность критически и подходить к решению задач творчески. Но если склонность к стереотипам отражает в какой-то мере естественные особенности человеческой психики, то конформизм мышления навязывается сверху. Человек приучается безоговорочно принимать на веру все, что ему предписывают.

В периоды социальных перемен крайне нужны люди, способные к самостоятельному и творческому мышлению. Привычка к стереотипному мышлению становится бессознательной, а потому труднотрансформируемой. По этой причине честные добросовестные люди в периоды перемен и перестроек часто заблуждаются, полагая, что они уже перестроились и помогают делать это другим, тогда как в действительности они продолжают оставаться тормозом на пути перестройки всего общества.

Предрассудки отличаются от стереотипов тем, что этот вид социальной установки опирается на извращенные, искаженные, вообще не соответствующие действительности представления, которые в то же время обычно сочетаются с сильным эмоционально-оценочным компонентом. Для предрассудков характерен крайне низкий уровень критичности. Такого рода сочетания компонентов социальной установки часто составляют основу для бездумного, иррационального поведения. Расизм, шовинизм, религиозный фанатизм, национализм во всех их формах и проявлениях могут служить наиболее яркой иллюстрацией социальных установок - предрассудков.

Под силой нервных процессов И.П.Павлов понимал работоспособность нервных клеток, их способность выносить сильное напряжение, не впадая в тормозное состояние (запредельное торможение). Сила нервных процессов зависит от запаса реактивного, или функционального, вещества в нервных клетках. В зависимости от силы нервных процессов нервная система может быть сильной или слабой. Сильная нервная система характеризуется большой силой нервных процессов – возбуждения и торможения; последнее обусловлено большим запасом реактивного вещества в нервных клетках.

Слабая нервная система связана с малым запасом реактивного вещества в нервных клетках; для нее характерна слабость основных нервных процессов – возбуждения и торможения. Сильная нервная система способна вынести большое напряжение, слабая же такого напряжения вынести не может.

Сила нервной системы – свойство нервной системы, отражающее предел работоспособности клеток коры головного мозга, т.е. их способность выдерживать, не переходя в тормозное состояние, либо очень сильное, либо длительно действующее (хотя и не сильное) воздействие.

Сила нервных процессов характеризуется работоспособностью, выносливостью нервной системы и означает способность ее переносить продолжительное, либо кратковременное, но очень сильное возбуждение или торможение. Слабость нервных процессов – неспособность нервных клеток выдерживать длительное и концентрированное возбуждение или торможение. При их действии нервные клетки довольно быстро переходят в состояние охранительного торможения. Однако слабая нервная система обладает высокой чувствительностью.

Для темперамента показательна сила психических процессов. При этом существенна не только абсолютная сила их в тот или иной момент, но и то, насколько она остается постоянной, т.е. степень динамической устойчив о сти.
При значительной устойчивости сила реакций в каждом отдельном случае зависит от изменяющихся условий, в которых оказывается человек, и адекватна им: более сильное внешнее раздражение вызывает и более сильную реакцию, более слабое раздражение – и более слабую реакцию. У индивидов с большей неустойчивостью, наоборот, сильное раздражение может – в зависимости от очень изменчивого состояния личности – вызывать то очень сильную, то очень слабую реакцию; точно также и самое слабое раздражение может иногда вызывать и очень сильную реакцию; весьма значительное событие, чреватое самыми серьезными последствиями, может оставить человека безразличным, а в другом случае ничтожный повод даст бурную вспышку: реакция в этом смысле совсем не адекватна раздражителю.

Центральная нервная система включает в себя головной и спинной мозг, который связан с разветвленной системой нервов, пронизывающих все тело человека. Это периферическая нервная система. Благодаря этой сложной системе, включающей в себя многие миллиарды клеток, обеспечиваются в виде рефлексов жизненно важные функции организма. Биение сердца, ритм дыхания, вегетативные функции, сокращения мышц и многие другие автоматические функции, которые ежесекундно осуществляются нервной системой.

Головной мозг расположен в черепной коробке и имеет массу около 1,5 кг, состоит из двух полушарий и переходит в спинной мозг. Это центр произвольных движений.

Периферическая нервная система охватывает все части человеческого тела: нервы, исходящие из головного и спинного мозга. Эти две категории нервов пронизывают все органы и скелет. В зависимости от их природы они подразделяются на двигательные нервы и нервы органов чувств.

Вегетативная нервная система включает в себя симпатическую нервную систему, контролирующую работу внутренних органов, и парасимпатическую нервную систему, также принимающую участие в иннервации органов пищеварения.

В организме человека работа всех его органов тесно связана между собой, и поэтому организм функционирует как единое целое. Согласованность функций внутренних органов обеспечивает нервная система, которая, кроме того, осуществляет связь организма как целого с внешней средой и контролирует работу каждого органа.

Различают центральную нервную систему (головной и спинной мозг) и периферическую, представленную отходящими от головного и спинного мозга нервами и другими элементами, лежащими вне спинного и головного мозга. Вся нервная система подразделяется на соматическую и вегетативную (или автономную). Соматическая нервная система осуществляет преимущественно связь организма с внешней средой: восприятие раздражений, регуляцию движений поперечно-полосатой мускулатуры скелета и др., вегетативная - регулирует обмен веществ и работу внутренних органов: биение сердца, перистальтические сокращения кишечника, секрецию различных желез и т. п. Обе они функционируют в тесном взаимодействии, однако вегетативная нервная система обладает некоторой самостоятельностью (автономностью), управляя многими непроизвольными функциями.

На разрезе мозга видно, что он состоит из серого и белого вещества. Серое вещество представляет собою скопление нейронов и их коротких отростков. В спинном мозге оно находится в центре, окружая спинно-мозговой канал. В головном мозге, наоборот, серое вещество расположено по его поверхности, образуя кору и отдельные скопления, получившие название ядер, сосредоточенных в белом веществе. Белое вещество находится под серым и составлено нервными волокнами, покрытыми оболочками. Нервные волокна, соединяясь, слагают нервные пучки, а несколько таких пучков образуют отдельные нервы. Нервы, по которым возбуждение передается из центральной нервной системы к органам, называются центробежными, а нервы, проводящие возбуждение с периферии в центральную нервную систему, называются центростремительными.

Головной и спинной мозг одет тремя оболочками: твердой, паутинной и сосудистой. Твердая - наружная, соединительнотканная, выстилает внутреннюю полость черепа и позвоночного канала. Паутинная расположена под твердой ~ это тонкая оболочка с небольшим количеством нервов и сосудов. Сосудистая оболочка сращена с мозгом, заходит в борозды и содержит много кровеносных сосудов. Между сосудистой и паутинной оболочками образуются полости, заполненные мозговой жидкостью.

В ответ на раздражение нервная ткань приходит в состояние возбуждения, которое представляет собой нервный процесс, вызывающий или усиливающий деятельность органа. Свойство нервной ткани передавать возбуждение называется проводимостью. Скорость проведения возбуждения значительна: от 0,5 до 100 м/с, поэтому между органами и системами быстро устанавливается взаимодействие, отвечающее потребностям организма. Возбуждение проводится по нервным волокнам изолированно и не переходит с одного волокна на другое, чему препятствуют оболочки, покрывающие нервные волокна.

Деятельность нервной системы носит рефлекторный характер. Ответная реакция на раздражение, осуществляемая нервной системой, называется рефлексом. Путь, по которому нервное возбуждение воспринимается и передается к рабочему органу, называется рефлекторной дугой. .Она состоит из пяти отделов: 1) рецепторов, воспринимающих раздражение; 2) чувствительного (центростремительного) нерва, передающего возбуждение к центру; 3) нервного центра, где происходит переключение возбуждения с чувствительных нейронов на двигательные; 4) двигательного (центробежного) нерва, несущего возбуждение от центральной нервной системы к рабочему органу; 5) рабочего органа, реагирующего на полученное раздражение.

Процесс торможения противоположен возбуждению: он прекращает деятельность, ослабляет или препятствует ее возникновению. Возбуждение в одних центрах нервной системы сопровождается торможением в других: нервные импульсы, поступающие в центральную нервную систему, могут задерживать те или иные рефлексы. Оба процесса - возбуждение и торможение - взаимосвязаны, что обеспечивает согласованную деятельность органов и всего организма в целом. Например, во время ходьбы чередуется сокращение мышц сгибателей и разгибателей: при возбуждении центра сгибания импульсы следуют к мышцам-сгибателям, одновременно с этим центр разгибания тормозится и не посылает импульсы к мышцам-разгибателям, вследствие чего последние расслабляются, и наоборот.

Спинной мозг находится в позвоночном канале и имеет вид белого тяжа, протянувшегося от затылочного отверстия до поясницы. По передней и задней поверхности спинного мозга расположены продольные борозды, в центре проходит спинно-мозговой канал, вокруг которого сосредоточено серое вещество - скопление огромного количества нервных клеток, образующих контур бабочки. По наружной поверхности тяжа спинного мозга расположено белое вещество - скопление пучков из длинных отростков нервных клеток.

В сером веществе различают передние, задние и боковые рога. В передних рогах залегают двигательные нейроны, в задних - вставочные, которые осуществляют связь между чувствительными и двигательными нейронами. Чувствительные нейроны лежат вне тяжа, в спинномозговых узлах по ходу чувствительных нервов.От двигательных нейронов передних рогов отходят длинные отростки - передние корешки, образующие двигательные нервные волокна. К задним рогам подходят аксоны чувствительных нейронов, формирующие задние корешки, которые поступают в спинной мозг и передают возбуждение с периферии в спинной мозг. Здесь возбуждение переключается на вставочный нейрон, а от него - на короткие отростки двигательного нейрона, с которого затем по аксону оно сообщается рабочему органу.

В межпозвоночных отверстиях двигательные и чувствительные корешки соединяются, образуя смешанные нервы, которые затем распадаются на передние и задние ветки. Каждая из них состоит из чувствительных и двигательных нервных волокон. Таким образом, на уровне каждого позвонка от спинного мозга в обе стороны отходит всего 31 пара спинно-мозговых нервов смешанного типа. Белое вещество спинного мозга образует проводящие пути, которые тянутся вдоль спинного мозга, соединяя как отдельные его сегменты друг с другом, так и спинной мозг с головным. Одни проводящие пути называются восходящими или чувствительными, передающими возбуждение в головной мозг, другие - нисходящими или двигательными, которые проводят импульсы от головного мозга к определенным сегментам спинного мозга.

Функция спинного мозга. Спинной мозг выполняет две функции - рефлекторную и проводниковую.

Каждый рефлекс осуществляется строго определенным участком центральной нервной системы - нервным центром. Нервным центром называют совокупность нервных клеток, расположенных в одном из отделов мозга и регулирующих деятельность какого-либо органа или системы. Например, центр коленного рефлекса находится в поясничном отделе спинного мозга, центр мочеиспускания - в крестцовом, а центр расширения зрачка - в верхнем грудном сегменте спинного мозга. Жизненно важный двигательный центр диафрагмы локализован в III-IV шейных сегментах. Другие центры - дыхательный, сосудодвигательный - расположены в продолговатом мозгу. В дальнейшем будут рассмотрены еще некоторые нервные центры, контролирующие те или иные стороны жизнедеятельности организма. Нервный центр состоит из множества вставочных нейронов. В нем перерабатывается информация, которая поступает с соответствующих рецепторов, и формируются импульсы, передающиеся на исполнительные органы- сердце, сосуды, скелетные мышцы, железы и т. д. В результате их функциональное состояние изменяется. Для регуляции рефлекса, его точности необходимо участие и высших отделов центральной нервной системы, включая кору головного мозга.

Нервные центры спинного мозга непосредственно связаны с рецепторами и исполнительными органами тела. Двигательные нейроны спинного мозга обеспечивают сокращение мышц туловища и конечностей, а также дыхательных мышц - диафрагмы и межреберных. Помимо двигательных центров скелетной мускулатуры, в спинном мозге находится ряд вегетативных центров.

Еще одна функция спинного мозга - проводниковая. Пучки нервных волокон, образующих белое вещество, соединяют различные отделы спинного мозга между собой и головной мозг со спинным. Различают восходящие пути, несущие импульсы к головному мозгу, и нисходящие, несущие импульсы от головного мозга к спинному. По первым возбуждение, возникающее в рецепторах кожи, мышц, внутренних органов, проводится по спинномозговым нервам в задние корешки спинного мозга, воспринимается чувствительными нейронами спинно-мозговых узлов и отсюда направляется либо в задние рога спинного мозга, либо в составе белого вещества достигает ствола, а затем коры больших полушарий. Нисходящие пути проводят возбуждение от головного мозга к двигательным нейронам спинного мозга. Отсюда возбуждение по спинно-мозговым нервам передается к исполнительным органам.

Деятельность спинного мозга находится под контролем головного мозга, который регулирует спинно-мозговые рефлексы.

Головной мозг расположен в мозговом отделе черепа. Средняя его масса 1300-1400 г. После рождения человека рост мозга продолжается до 20 лет. Состоит он из пяти отделов: переднего (большие полушария), промежуточного, среднего" заднего и продолговатого мозга. Внутри головного мозга находятся четыре сообщающиеся между собой полости - мозговые желудочки. Они заполнены спинно-мозговой жидкостью. I и II желудочки расположены в больших полушариях, III - в промежуточном мозге, а IV - в продолговатом. Полушария (наиболее новая в эволюционном отношении часть) достигают у человека высокого развития, составляя 80% массы мозга. Филогенетически более древняя часть - ствол головного мозга. Ствол включает продолговатый мозг, мозговой (варолиев) мост, средний и промежуточный мозг. В белом веществе ствола залегают многочисленные ядра серого вещества. Ядра 12 пар черепно-мозговых нервов также лежат в стволе мозга. Стволовая часть мозга прикрыта полушариями головного мозга.

Продолговатый мозг- продолжение спинного и повторяет его строение: на передней и задней поверхности здесь также залегают борозды. Он состоит из белого вещества (проводящих пучков), где рассеяны скопления серого вещества - ядра, от которых берут начало черепные нервы - с IX по XII пару, в их числе языкоглоточный (IX пара), блуждающий (X пара), иннервирующий органы дыхания, кровообращения, пищеварения и другие системы, подъязычный (XII пара).. Вверху продолговатый мозг продолжается в утолщение - варолиев мост, а с боков отчего отходят нижние ножки мозжечка. Сверху и с боков почти весь продолговатый мозг прикрыт большими полушариями и мозжечком.

В сером веществе продолговатого мозга залегают жизненно важные центры, регулирующие сердечную деятельность, дыхание, глотание, осуществляющие защитные рефлексы (чихание, кашель, рвота, слезоотделение), секрецию слюны, желудочного и поджелудочного сока и др. Повреждение продолговатого мозга может быть причиной смерти вследствие прекращения сердечной деятельности и дыхания.

Задний мозг включает варолиев мост и мозжечок. Варолиев мост снизу ограничен продолговатым мозгом, сверху переходит в ножки мозга, боковые его отделы образуют средние ножки мозжечка. В веществе варолиева моста находятся ядра с V по VIII пары черепно-мозговых нервов (тройничный, отводящий, лицевой, слуховой).

Мозжечок расположен кзади от моста и продолговатого мозга. Поверхность его состоит из серого вещества (кора). Под корой мозжечка находится белое вещество, в котором имеются скопления серого вещества - ядра. Весь мозжечок представлен двумя полушариями, средней частью - червем и тремя парами ножек, образованных нервными волокнами, с помощью которых он связан с другими отделами головного мозга. Основная функция мозжечка - безусловнорефлекторная координация движений, определяющая их четкость, плавность и сохранение равновесия тела, а также поддержание тонуса мышц. Через спинной мозг по проводящим путям импульсы от мозжечка поступают к мышцам.

Контролирует деятельность мозжечка кора больших полушарий. Средний мозг расположен впереди варолиева моста, он представлен четверохолмием и ножками мозга. В центре его проходит узкий канал, (водопровод мозга), который соединяет III и IV желудочки. Мозговой водопровод окружен серым веществом, в котором лежат ядра III и IV пар черепно-мозговых нервов. В ножках мозга продолжаются проводящие пути от продолговатого мозга и; варолиева моста к большим полушариям. Средний мозг играет важную роль в регуляции тонуса и в осуществлении рефлексов, благодаря которым возможны стояние иходьба. Чувствительные ядра среднего мозга находятся в буграх четверохолмия: в верхних заключены ядра, связанные с органами зрения, в нижних - ядра, связанные с органами слуха. При их участии осуществляются ориентировочные рефлексы на свет и звук.

Промежуточный мозг занимает в стволе самое высокое положение и лежит кпереди от ножек мозга. Состоит из двух зрительных бугров, надбугорной, подбугорной области и коленчатых тел. По периферии промежуточного мозга находится белое вещество, а в его толще - ядра серого вещества. Зрительные бугры - главные подкорковые центры чувствительности: сюда по восходящим путям поступают импульсы со всех рецепторов тела, а отсюда - к коре больших полушарий. В подбугорной части (гипоталамус) находятся центры, совокупность которых представляет собой высший подкорковый центр вегетативной нервной системы, регулирующий обмен веществ в организме, теплоотдачу, постоянство внутренней среды. В передних отделах гипоталамуса располагаются парасимпатические центры, в задних - симпатические. В ядрах коленчатых тел сосредоточены подкорковые зрительные и слуховые центры.

К коленчатым телам направляется II пара черепно-мозговых нервов - зрительные. Ствол мозга связывают с окружающей средой и с органами тела черепно-мозговые нервы. По своему характеру они могут быть чувствительными (I, II, VIII пары), двигательными (III, IV, VI, XI, XII пары) и смешанными (V, VII, IX, Х пары).

Вегетативная нервная система. Центробежные нервные волокна делятся на соматические и вегетативные. Соматические проводят импульсы к скелетным поперечно-полосатым мышцам, вызывая их сокращение. Они берут начало от двигательных центров, расположенных в стволовой части головного мозга, в передних рогах всех сегментов спинного мозга и, не прерываясь, достигают исполнительных органов. Центробежные нервные волокна, идущие к внутренним органам и системам, ко всем тканям организма, называют вегетативными. Центробежные нейроны вегетативной нервной системы лежат вне головного и спинного мозга - в периферических нервных узлах - ганглиях. Отростки ганглиозных клеток заканчиваются в гладких мышцах, в сердечной мышце и в железах.

Функция вегетативной нервной системы заключается в регулировании физиологических процессов в организме, в обеспечении приспособления организма к меняющимся условиям среды.

Вегетативная нервная система не имеет своих особых чувствительных путей. Чувствительные импульсы от органов направляются по чувствительным волокнам, общим для соматической и вегетативной нервной системы. Регуляцию вегетативной нервной системы осуществляет кора больших полушарий головного мозга.

Вегетативная нервная система состоит из двух частей: симпатической и парасимпатической. Ядра симпатической нервной системы находятся в боковых рогах спинного мозга, от 1-го грудного до 3-го поясничного сегментов. Симпатические волокна покидают спинной мозг в составе передних корешков и входят затем в узлы, которые, соединяясь короткими пучками в цепь, образуют парный пограничный ствол, расположенный по обеим сторонам позвоночного столба. Далее из этих узлов нервы идут к органам, образуя сплетения. Импульсы, поступающие по симпатическим волокнам в органы, обеспечивают рефлекторную регуляцию их деятельности. Они усиливают и учащают сердечные сокращения, вызывают быстрое перераспределение крови путем сужения одних сосудов и расширения других.

Ядра парасимпатических нервов залегают в среднем, продолговатом отделах головного и крестцовом отделе спинного мозга. В отличие от симпатической нервной системы все парасимпатические нервы достигают периферических нервных узлов, расположенных во внутренних органах или на подступах к ним. Импульсы, проводимые этими нервами, вызывают ослабление и замедление сердечной деятельности, сужение венечных сосудов сердца и сосудов мозга, расширение сосудов слюнных и других пищеварительных желез, что стимулирует секрецию этих желез, усиливает сокращение мышц желудка и кишечника.

Большинство внутренних органов получает двойную вегетативную иннервацию, т. е. к ним подходят как симпатические, так и парасимпатические нервные волокна, которые функционируют в тесном взаимодействии, оказывая на органы противоположный эффект. Это имеет большое значение в приспособлении организма к постоянно меняющимся условиям среды.

Передний мозг состоит из сильно развитых полушарий и соединяющей их срединной части. Правое и левое полушария отделены друг от друга глубокой щелью на дне которой лежит мозолистое тело. Мозолистое тело соединяет оба полушария посредством длинных отростков нейронов, образующих проводящие пути. Полости полушарий представлены боковыми желудочками (I и II). Поверхность полушарий образована серым веществом или корой головного мозга, представленной нейронами и их отростками, под корой залегает белое вещество - проводящие пути. Проводящие пути соединяют отдельные центры в пределах одного полушария, либо правую и левую половины головного и спинного мозга или разные этажи центральной нервной системы. В белом веществе находятся также скопления нервных клеток, образующие подкорковые ядра серого вещества. Частью больших полушарий является обонятельный мозг с отходящей от него парой обонятельных нервов (I пара).

Общая поверхность коры полушарий составляет 2000 - 2500 см 2 , толщина ее - 2,5 - 3 мм. Кора включает более 14 млрд. нервных клеток, расположенных шестью слоями. У трехмесячного зародыша поверхность полушарий гладкая, но кора растет быстрее, чем мозговая коробка, поэтому кора образует складки - извилины, ограниченные бороздами; в них заключено около 70% поверхности коры. Борозды делят поверхность полушарий на доли. В каждом полушарии различают четыре доли: лобную, теменную, височную и затылочную, Самые глубокие борозды - центральные, отделяющие лобные доли от теменных, и боковые, которые отграничивают височные доли от остальных; теменно-затылочная борозда обособляет теменную долю от затылочной (рис. 85). Кпереди от центральной борозды в лобной доле находится передняя центральная извилина, позади нее - задняя центральная извилина. Нижняя поверхность полушарий и стволовая часть мозга называется основанием мозга.

Чтобы понять, как функционирует кора больших полушарий головного мозга, нужно вспомнить, что в организме человека имеется большое количество разнообразных высокоспециализированных рецепторов. Рецепторы способны улавливать самые незначительные изменения во внешней и внутренней среде.

Рецепторы, расположенные в коже, реагируют на изменения во внешней среде. В мышцах и сухожилиях находятся рецепторы, сигнализирующие в мозг о степени натяжения мышц, движениях суставов. Имеются рецепторы, реагирующие на изменения химического и газового состава крови, осмотического давления, температуры и др. В рецепторе раздражение преобразуется в нервные импульсы. По чувствительным нервным путям импульсы проводятся к соответствующим чувствительным зонам коры головного мозга, где и формируется специфическое ощущение - зрительное, обонятельное и др.

Функциональную систему, состоящую из рецептора, чувствительного проводящего пути и зоны коры, куда проецируется данный вид чувствительности, И. П. Павлов назвал анализатором.

Анализ и синтез полученной информации осуществляется в строго определенном участке - зоне коры больших полушарий. Важнейшие зоны коры - двигательная, чувствительная, зрительная, слуховая, обонятельная. Двигательная зона расположена в передней центральной извилине впереди центральной борозды лобной доли, зона кожно-мышечной чувствительности - позади центральной борозды, в задней центральной извилине теменной доли. Зрительная зона сосредоточена в затылочной доле, слуховая - в верхней височной извилине височной доли, а обонятельная и вкусовая зоны - в переднем отделе височной доли.

Деятельность анализаторов отражает в нашем сознании внешний материальный мир. Это дает возможность млекопитающим приспосабливаться к условиям среды путем изменения поведения. Человек, познавая природные явления, законы природы и создавая орудия тру да, активно изменяет внешнюю среду, приспосабливая ее к своим потребностям.

В коре головного мозга осуществляется множество нервных процессов. Их назначение двояко: взаимодействие организма с внешней средой (поведенческие реакции) и объединение функций организма, нервная регуляция всех органов. Деятельность коры головного мозга человека и высших животных определена И. П. Павловым как высшая нервная деятельность, представляющая собой условнорефлекторную функцию коры головного мозга. Еще раньше основные положения о рефлекторной деятельности мозга были высказаны И. М. Сеченовым в его работе "Рефлексы головного мозга". Однако современное представление о высшей нервной деятельности создал И. П. Павлов, который, исследуя условные рефлексы, обосновал механизмы приспособления организма к изменяющимся условиям внешней среды.

Условные рефлексы вырабатываются в течение индивидуальной жизни животных и человека. Поэтому условные рефлексы строго индивидуальны: у одних особей они могут быть, у других отсутствуют. Для возникновения таких рефлексов необходимо совпадение во времени действия условного раздражителя с действием безусловного. Лишь многократное совпадение этих двух раздражителей приводит к образованию временной связи между двумя центрами. По определению И. П. Павлова, рефлексы, приобретаемые организмом в течение его жизни и возникающие в результате сочетания безразличных раздражителей с безусловными, называются условными.

У человека и млекопитающих новые условные рефлексы формируются в течение всей жизни, они замыкаются в коре головного мозга и носят временный характер, так как представляют временные связи организма с условиями среды, в которых он находится. Условные рефлексы у млекопитающих и человека вырабатываются очень сложно, так как охватывают целый комплекс раздражителей. В этом случае возникают связи между разными отделами коры, между корой и подкорковыми центрами и т. д. Рефлекторная дуга при этом значительно усложняется и включает рецепторы, воспринимающие условное раздражение, чувствительный нерв и соответствующий ему проводящий путь с подкорковыми центрами, участок коры, воспринимающий условное раздражение, второй участок, связанный с центром безусловного рефлекса, центр безусловного рефлекса, двигательный нерв, рабочий орган.

В течение индивидуальной жизни животного и человека бесчисленное множество образующихся условных рефлексов служит основой его поведения. Дрессировка животных также основана на выработке условных рефлексов, которые возникают в результате сочетания с безусловными (дача лакомств или поощрение лаской) при выполнении прыжков через горящее кольцо, поднятии на лапы и т. д. Дрессировка имеет значение в перевозке грузов (собаки, лошади), охране границ, на охоте (собаки) и т. д.

Различные раздражители внешней среды, действующие на организм, могут вызвать в коре не только образование условных рефлексов, но и их торможение. Если торможение возникает сразу при первом же действии раздражителя, его называют безусловным. При торможении подавление одного рефлекса создает условия для возникновения другого. Например, запах хищного животного тормозит поедание корма травоядным и вызывает ориентировочный рефлекс, при котором животное избегает встречи с хищником. В этом случае в отличие от безусловного у животного вырабатывается условное торможение. Оно возникает в коре полушарий в случае подкрепления условного рефлекса безусловным раздражителем и обеспечивает согласованное поведение животного в постоянно меняющихся условиях внешней среды, когда исключаются бесполезные или даже вредные реакции.

Высшая нервная деятельность. Поведение человека связано с условно-безусловной рефлекторной деятельностью. На основе безусловных рефлексов, начиная со второго месяца после рождения, у ребенка вырабатываются условные рефлексы: по мере его развития, общения с людьми и влияния внешней среды в больших полушариях головного мозга постоянно возникают временные связи между различными их центрами. Главное отличие высшей нервной деятельности человека - мышление и речь, которые появились в результате трудовой общественной деятельности. Благодаря слову возникают обобщенные понятия и представления, способность к логическому мышлению. Как раздражитель слово вызывает у человека большое количество условных рефлексов. На них базируются обучение, воспитание, выработка трудовых навыков, привычек.

Основываясь на развитии речевой функции у людей, И. П. Павлов создал учение о первой и второй сигнальных системах. Первая сигнальная система существует и у человека, и у животных. Эта система, центры которой находятся в коре головного мозга, воспринимает через рецепторы непосредственные, конкретные раздражители (сигналы) внешнего мира - предметы или явления. У человека они создают материальную основу для ощущений, представлений, восприятий, впечатлений об окружающей природе и общественной среде, и это составляет базу конкретного мышления. Но только у человека существует вторая сигнальная система, связанная с функцией речи, со словом слышимым (речь) и видимым (письмо).

Человек может отвлекаться от особенностей отдельных предметов и находить в них общие свойства, которые обобщаются в понятиях и объединяются тем или иным словом. Например, в слове "птицы" обобщены представители различных родов: ласточки, синицы, утки и многие другие. Подобным образом каждое другое слово выступает как обобщение. Для человека слово - это не только сочетание звуков или изображение букв, но прежде всего форма отображения материальных явлений и предметов окружающего мира в понятиях и мыслях. При помощи слов образуются общие понятия. Посредством слова передаются сигналы о конкретных раздражителях, и в этом случае слово служит принципиально новым раздражителем - сигналом сигналов.

При обобщении различных явлений человек открывает закономерные связи между ними - законы. Способность человека к обобщению составляет сущность отвлеченного мышления, которое отличает его от животных. Мышление - результат функции всей коры головного мозга. Вторая сигнальная система возникла в результате совместной трудовой деятельности людей, при которой речь стала средством общения между ними. На этой основе возникло и развивалось дальше словесное человеческое мышление. Головной мозг человека представляет собой центр мышления и связанный с мышлением центр речи.

Сон и его значение. Согласно учению И. П. Павлова и других отечественных ученых, сон - это глубокое охранительное торможение, предотвращающее переутомление и истощение нервных клеток. Он охватывает большие полушария, средний и промежуточный мозг. Во

время сна резко падает активность многих физиологических процессов, продолжают свою деятельность лишь отделы стволовой части головного мозга, регулирующие жизненно важные функции, - дыхание, сердцебиение, но и их функция снижена. Центр сна находится в гипоталамусе промежуточного мозга, в передних ядрах. Задние ядра гипоталамуса регулируют состояние пробуждения и бодрствования.

Засыпанию организма способствует монотонная речь, тихая музыка, общая тишина, темнота, тепло. При частичном сне некоторые "сторожевые" пункты коры остаются свободными от торможения: мать крепко спит при шуме, но ее будит малейший шорох ребенка; солдаты спят при грохоте орудий и даже на марше, но тотчас реагируют на приказы командира. Сон снижает возбудимость нервной системы, а следовательно, и восстанавливает ее функции.

Сон быстро наступает, если устраняются раздражители, препятствующие развитию торможения, такие, как громкая музыка, яркий свет и т. д.

С помощью ряда приемов, сохранив один возбужденный участок, у человека можно вызвать искусственное торможение в коре головного мозга (сноподобное состояние). Подобное состояние называется гипнозом. И. П. Павлов рассматривал его как частичное, ограниченное определенными зонами торможение коры. С наступлением наиболее глубокой фазы торможения слабые раздражители (например, слово) действуют эффективнее сильных (боль), наблюдается высокая внушаемость. Это состояние избирательного торможения коры используют в качестве лечебного приема, во время которого врач внушает больному, что необходимо исключить вредные факторы - курение и употребление алкоголя. Иногда гипноз может быть вызван сильным, необычным в данных условиях раздражителем. Это вызывает "оцепенение", временное обездвиживание, затаивание.

Сновидения. Как природа сна, так и сущность сновидений раскрыты на основе учения И. П. Павлова: во время бодрствования человека в мозгу преобладают процессы возбуждения, а при торможении всех участков коры развивается полный глубокий сон. При таком сне не бывает никаких сновидений. В случае неполного торможения отдельные незаторможенные мозговые клетки и участки коры вступают между собой в различные взаимодействия. В отличие от нормальных связей в бодрствующем состоянии они характеризуются причудливостью. Каждое сновидение есть более или менее яркое и сложное событие, картина, живой образ, периодически возникающие у спящего человека в результате деятельности клеток, которые остаются во время сна активными. По выражению И. М. Сеченова, "сновидения - небывалые комбинации бывалых впечатлений". Часто в содержание сна включаются внешние раздражения: тепло укрытый человек видит себя в жарких странах, охлаждение ног воспринимается им как хождение по земле, по снегу и т. д. Научный анализ сновидений с материалистических позиций показал полную несостоятельность предсказательного толкования "вещих снов".

Гигиена нервной системы. Функции нервной системы осуществляются путем уравновешивания возбудительных и тормозных процессов: возбуждение в одних пунктах сопровождается торможением в других. При этом в участках торможения восстанавливается работоспособность нервной ткани. Утомлению способствуют малая подвижность при умственной работе и однообразие - при физической. Утомление нервной системы ослабляет ее регулирующую функцию и может спровоцировать возникновение ряда болезней: сердечно-сосудистых, желудочно-кишечных, кожных и т. д.

Наиболее благоприятные условия для нормальной деятельности нервной системы создаются при правильном чередовании труда, активного отдыха и сна. Устранение физической усталости и нервного переутомления наступает при переключении с одного вида деятельности на другой, при котором нагрузку будут испытывать поочередно разные группы нервных клеток. В условиях высокой автоматизации производства профилактика переутомлений достигается личной активностью работника, его творческой заинтересованностью, регулярным чередованием моментов труда и отдыха.

Большой вред нервной системе приносит употребление алкоголя и курение.

1. Какую функцию нервная система выполняет в организме? Какая еще система органов выполняет аналогичную функцию?

Функцией нервной системы в организме является координация и регуляция всех процессов в организме посредством передачи нервных импульсов между клетками, подобно нервной системе действует эндокринная система, которая регулирует все процессы с помощью биологически активных веществ – гормонов. Вместе они составляют систему нейрогуморальной регуляции.

2. Сопоставьте скорость проведения нервного импульса со скоростью тока в аорте (0,5 м/с). Сделайте вывод о различии между нервной и гуморальной регуляцией.

Скорость нервного импульса значительно выше скорости крови в аорте (месте кровеносной системы с наибольшей скоростью кровотока), где максимальная скорость составляет 0,5м/с. Для сравнения, скорость нервного импульса от 0,5 м/с до 200м/с.

И нервная и гуморальная регуляции являются координаторами деятельности человека. Они действуют по-разному (нервные импульсы и гормоны) и в разные сроки (импульсы распространяются очень быстро и быстро заканчивается их действие, в отличие от гормонов, которые разносятся с током крови медленно и действуют достаточно продолжительно по сравнению с нервными импульсами).

3. Как устроена нервная система? Что такое белое вещество, серое вещество?

Нервная система состоит из центрального и периферического отделов. К центральному отделу относят головной и спинной мозг, к периферическому – длинные отростки нервных клеток, выходящие из отверстий черепа и позвоночника. Головной и спинной мозг состоит из белого и серого вещества, где серое вещество это тела нейронов, а белое – проводящие пути от тел нейронов к вставочным нейронам и рабочим органам или от чувствительных рецепторов к чувствительным ядрам в головном и спинном мозге. Белым оно называется из-за того, что отростки покрыты светлой миелиновой оболочкой.

4. Что такое синапс?

Синапсы – это места контактов нейронов между собой или мышечным волокном, секретирующей железой. Благодаря синапсам происходит передача возбуждения с помощью раздражения рецепторов электрическими импульсами или высвобождением химических веществ в синаптическую щель. Синапс состоит из отростков двух клеток, где отростки заканчиваются синаптическими мембранами, и синаптической щели между ними.

5. Используя рисунок на с. 55 учебника, расскажите о строении нервной системы человека, указав её центральную и периферическую части.

См. вопрос 3

6. Вспомните, к какому типу относится нервная система человека. Какие еще типы нервной системы вы знаете? У каких животных они встречаются? Расположите их в порядке усложнения.

У кишечнополостных (гидра) впервые появляется нервная система диффузного типа, самая простая, представляет собой сеть нервных клеток, диффузно разбросанных по всему телу.

Для плоских червей (бычий цепень, планария), круглых червей (аскарида) нервная система стволовая или близкая к стволовой, которая характеризуется наличием в голове животного двух сгущений тел нервных клеток в виде компактных, четко выраженных и соединенных друг с другом узлов, от которых отходят вдоль тела 2 (4) брюшных нервных ствола, соединенных поперечными нервными перемычками.

Для кольчатых червей (дождевой червь), моллюсков (прудовик большой, беззубка), членистоногих (речной рак, паук-крестовик, майский жук) характерна нервная система узлового типа (ганглионарная). Она представляет собой концентрацией тел нервных клеток в четко выраженные ганглии, внутри которых образуется сплетение отростков и осуществляется контакт между отдельными нейронами.

Для типа хордовые, в частности человека, характерна нервная система более сложного типа – трубчатая. Спинной мозг у таких животных представлен трубкой, головной мозг состоит из 5 отделов.

7. Дайте определения понятий «рецептор», «нервы», «нервные узлы».

Рецептор – клетка или специальный чувствительный орган, способный воспринимать раздражение под влиянием определенного вида возбудителя и передать его в виде нервного импульса в проводящие нервные пути.

Нервы – пучки длинных отростков нервных клеток, выходящие за пределы головного и спинного мозга и покрытые соединительной тканью, образующей оболочки нервов.

Нервные узлы – скопления тел нейронов вне центральной нервной системы.

8. Что иннервирует соматическая нервная система? Чем функция вегетативной нервной системы отличается от функции соматической нервной системы?

Соматическая нервная система иннервирует кожу и мышцы. Благодаря ей организм через органы чувств поддерживает связь с внешней средой. Путем сокращения скелетных мышц выполняются все движения человека. Соматическая нервная система подчиняется воле человека.

Вегетативная нервная система управляет работой внутренних органов, обеспечивая их наилучшую работу при изменениях внешней среды или смене рода деятельности человека. Данная система не подконтрольна нашему сознанию и подразделяется на симпатическую и парасимпатическую части.

9. Сравните действие симпатической и парасимпатической нервной системы.

Симпатическая нервная система создает условия для интенсивной деятельности организма, при выполнении трудной физической или умственной работы. При её активации усиливается частота сердечных сокращений, повышается артериальное давление, уменьшается перистальтика кишечника, расширяются бронхи и сужаются сосуды кожи, усиливается секреция потовых желез, зрачки расширяются, увеличивается количество сахара в крови и потребление кислорода. Парасимпатическую нервную систему еще называют системой «отбоя», она снижает уровень активности, чем способствует восстановлению ресурсов, истраченных организмом. Под её влиянием уменьшается частота сердечных сокращений и уменьшается артериальное давление, усиливается перистальтика кишечника и сокращаются желчные протоки, вызывает сужение зрачков, снижает количество сахара в крови и потребление кислорода клетками.

10. Что такое рефлекс? Какие виды рефлексов вы знаете? Изобразите общую схему рефлекторной дуги, указав её обязательные части.

Рефлекс – ответная реакция организма на воздействие внешней среды или на изменение его внутреннего состояния, выполняемые с участием нервной системы. Рефлексы подразделяются на условные и безусловные.

Рассказать друзьям